>


Воспитай меня!

«Не так страшен черт, как его провайдер»

    Игра - это просто, игра - это нормально. Есть игра «как на самом деле» и «на самом-то деле - все это игра». И у каждой игры есть свой «процент игры», которым удобно торговать. Серьезные вещи сухи и скучны. Нужен фантик, упаковка. А если есть уже упаковка - к чему вспоминать о том, что там, внутри - должно быть нечто еще?

    Возьмем, к примеру, Интернет… Общение, получение информации? Но зачем тогда все эти картинки, виньетки, рамочки? Зачем - мелькание и разноцветие? Нет, не обманете, - игра. Или «виндоуз». С иконками, окошечками, часиками и стрелочками… Вернее сказать: как бы игра. Потому что «виндоуз» - все-таки оперативная среда, а Интернет - мощнейшее коммуникативное средство. С мощнейшим игровым процентом. Не думай, играй, а если что не поймешь - обратись к изготовителю, к мастеру. Добрый дядя придет и все починит.

    Тинейждер, смачно хрустящий твиксом, знает ли все об ингредиентах своей «сладкой парочки»? Рядовому пользователю доступна ли информация о принципах работы его любимой «среды»? Не уверен…

    Все обратимо. Незаменимых деталей у нас нет. Сегодня убит злодей из 3782 серии, завтра на его месте окажется злодей из 3783-й. Сгорел монитор? Не запускается софт? Обратитесь к специалистам или купите новый. Стерли программу? Посмотрите в «корзине»; позвоните на завод-изготовитель, сходите в Интернет, в конце концов.

    Внутри - там пусть будет все, что угодно: да не заболит у вас голова об этом. Снаружи - лишь игра: «Покемон», «Лунная диадема». Короче, дизайн.

    Японские аниматоры - доки по изготовлению игрового процента, дизайна. Их упаковки давно признаны и Европой, и США, то есть - находятся на уровне «мировых стандартов». Их мультипликационные упаковки почти идеальны. Я не знаю, по какой причине, какому врагу пришло в голову показывать детишкам нашей страны именно этот сериал. Есть факт: картинки на телеэкране.

    Есть они - упаковка, и есть они - содержание. Посмотрим… Удивительный мир в мультсериале «Покемон». Запаянная реторта, в которой постоянно идут некие однообразные процессы. Добро и зло борются друг с другом. Злодеев треплют, унижают, а потом… они возвращаются как ни в чем ни бывало: ура? Казалось бы, парадокс, - на что еще злодеи, как не на то, чтобы их убивать. Отнюдь: злодеи на то, чтобы их не-убивать! Вот - Команда «Р».

Каковы они, эти злодеи?

    Они постоянно на что-либо злятся. Но делают это так мило, не правда ли? Но они глупые, любой мало-мальски соображающий зритель, осознав их странные действия, смекнет: глупо они делают… Но они своей глупости не замечают, они вообще ничего не замечают. Они любуются собой.

    А разве мультсериал о Команде «Р»? Как?! Он именно - о Команде «Р»! Разве не она вносит ту динамику в сюжет, без которой созерцание мелькающих картинок было бы совсем уж невозможным занятием. Именно действия Команды «Р» проявляют особые чувства у Эша и Ко, за что мы, собственно, Эша (со всеми его покемонами) и любим. Они, в конце концов, сильнее, выносливее: каждый раз они почти гибнут, но - потом возвращаются опять. С «добрыми» - все всегда понятно. Они, если и спорят, то не убедительно, если обижаются друг на друга, то вяло. Скучно смотреть. Нет, нужны такие, на которых мы можем по-настоящему (т. е. - по игре) обижаться, с которыми можно спорить… Нужны те - кто враги. Но в красивом игрушечном мире и враги должны быть плюшевые и приятные. Поэтому образы врагов - тоньше, изысканней. Злые, но не страшные. Некие «они», побеждать которых можно в шутку, играючи. Училка, грозящая двойкой - Команда «Р», старшеклассник, трясущий из тебя мелочь на переменах, - Команда «Р», мафиози в правительстве - не думайте, детки, играйте… Все это - Команды «Р». Приколы, так сказать. Их можно бить, над ними можно смеяться - им не больно. Они забавные и злые. И я вижу, на какие проблемы не могут научиться смотреть всерьез мои младшие соотечественники.

«И вся покемонская конница, и вся покемонская рать не может…»

    Во многих рецензиях, анализирующих качества мультсериала, превозносятся его «воспитательные свойства». Мальчики и девочки ловят биоэлектронных существ специальными ловушками (покеболами), в которых покемоны после живут, выбираясь по велению хозяина (по собственному желанию - почти никогда) и совершая при этом некие чудеса воинской доблести. Доблесть же обнаруживается исключительно в том, чтобы побить покемона другого хозяина… Чем весь этот кошмар отличается по сути от гладиаторских боев между рабами на удовольствие амбициозных патрициев? Не очень также понятно, как можно с моральной точки зрения охарактеризовать эти бои (и куда смотрит их местный «Гринпис»?.. должно быть, туда же, куда и наш)… Ведь на самом-то деле покемонов никто не дрессирует и не воспитывает. Дают проявить свои (кстати, врожденные) возможности - да; но - воспитывают? Ни люди, ни их игрушки за 10-20-30 серий качественно не меняются. Вот какой-нибудь Х-Игнасио - хоть ему кол на голове теши - как был лакированным фанфароном, так им и останется по самую 2781 серию. Ему можно. Лучше годы его жизни - миновали. Да и аудитория «хосериальной» патоки, как правило, не та, которой необходимо «расти и расти». Им 50 и выше. А вот у Эша - все, извините, еще впереди. Ему 10 лет. Он не может не воспитываться. Он формируется. А если нет, что ж: стало быть, на экране - история почему-то остановившегося в своем развитии, тупеющего от серии к серии мальчика. Ибо в таком возрасте отсутствие прогресса есть регресс. И эту деградацию показывают его сверстникам. Кроме того, Эш и Ко - прежде всего пользователи. Они ничего не придумывают, не выстраивают, не фантазируют (ха, в таком-то возрасте!). Они лишь пользуются покемонами, их возможностями, их примитивными, но все-таки - чувствами: рефлексами и комплексами. Они никогда не интересуются: а почему этот покемон такой и так поступает, а тот - сякой и сяк поступает.

    Вы никогда не обращали внимание на то, что добрые герои «Покемона» друг с другом фактически не общаются. Играют - да - в некую дурно затянувшуюся игру, но не общаются. Личные представления о мире как Эша, так и Мисти, Брока, Гэри - загадка чуть ли не для них самих. Об интеллекте всей этой компании я вообще умолчу. Напомню только, что детская сказка «Алиса в Стране чудес» была написана для их сверстницы…

    От серии к серии, видите ли, идет долгий и кропотливый процесс дрессировки покемона. Но если их дрессируют, они же должны, извините, дрессироваться! Обучаться новым «штучкам», находить новые решения новых проблем, раскрывать себя все глубже и глубже… Не видоизменяться, крутея, так сказать, количественно (как гусеница становится бабочкой), но - качественно. Не повышать уровень, но расширять возможности. Иначе - зачем их надо было делать живыми? Иначе - чем они не процессоры, принтеры, мониторы, прокладки, шампуни?..

    И Эш, и Ко, и покемоны, и злодеи: от серии к серии и те и другие - продолжают наступать на все те же телеграбли. Вот: Эш заносчив, над ним по-доброму смеются его друзья, после он пытается при помощи некоего покемона утвердить свою доминантность, но оказывается, что зря он так. И друзья его ценят, и покемоны его любят… В это время Команда «Р» пытается украсть у них покемона (как правило - Пикачу); и тогда уже «хорошим» не до разборок, кто чисто круче. Они, позабыв недавние амбиции, смело и весело дают «врагам» надлежащий отпор. Команда «Р» опять посрамлена, теплота отношений (ее символом является лопочущий имя свое Пикачу) восстановлена.

    Краткий, так сказать, сюжет примерно 90% серий. Вывод: нам показывают стагнацию. Время и пространство там остановились. Да, с подобными показателями есть также и Страна Где-то Там (с Питером Пэном), но в ее существовании есть вполне декларируемый смысл; смысл же и идея существования мира «Покемон», на мой взгляд, - пшик, яйцо выдуманное.

    В чем оригинальная польза именного этого мультсериала? Любое массовое произведение искусства обязано приносить социально значимую пользу; в противном случае - это произведение приносит вред. Да, конечно, с определенной точки зрения, оно воспитывает и формирует. То самое «игровое сознание». Но боюсь, что придется говорить не о воспитании, но о зомбировании. Потому что - нет альтернативы. Потому что иных мультфильмов - ничтожно мало. Ничтожно мало показывают…

А заземляется он… хвостом!

    Кстати, кстати, как же Пикачу?! Разве он не славный? Славный. Но одного Пикачу для мультсериала мало: «должно быть что-то еще». Или давайте все 20 минут будем наблюдать за одиноко резвящейся на экране медовой тушкой. Первые 5-10 минут умиления будут поглощены последующими 10-15 минутами уныния. Поскольку мультфильм не плакат, - там должны быть сюжет, конфликт, динамическая концепция… (Еще раз: спасибо Команде «Р»!).

    Вот создатели, скажем, «Телепузиков» выкрутились из эдакого откровенного дебилизма включением в антидинамическое повествование документальных фрагментов «домашнего видео». Все-таки каждый раз - нечто чуть неожиданное. Так что «славность» Пикачу - это, конечно, дело хорошее, но… почему тогда просто не повесить на стену плакат и наслаждаться его очаровательной статикой?!

    Видимо, плакат - это слишком просто. Не поиграют. Не поймут. Не купят.

26.12.2001
Роман Шебалин

Hosted by uCoz