«Не
так страшен черт, как его провайдер» Игра - это просто, игра - это нормально.
Есть игра «как на самом деле» и «на самом-то
деле - все это игра». И у каждой игры есть
свой «процент игры», которым удобно
торговать. Серьезные вещи сухи и скучны.
Нужен фантик, упаковка. А если есть уже
упаковка - к чему вспоминать о том, что там,
внутри - должно быть нечто еще? Возьмем, к примеру, Интернет… Общение,
получение информации? Но зачем тогда все
эти картинки, виньетки, рамочки? Зачем -
мелькание и разноцветие? Нет, не обманете, -
игра. Или «виндоуз». С иконками, окошечками,
часиками и стрелочками… Вернее сказать:
как бы игра. Потому что «виндоуз» - все-таки
оперативная среда, а Интернет - мощнейшее
коммуникативное средство. С мощнейшим
игровым процентом. Не думай, играй, а если
что не поймешь - обратись к изготовителю, к
мастеру. Добрый дядя придет и все починит. Тинейждер, смачно хрустящий твиксом,
знает ли все об ингредиентах своей «сладкой
парочки»? Рядовому пользователю доступна
ли информация о принципах работы его
любимой «среды»? Не уверен… Все обратимо. Незаменимых деталей у нас
нет. Сегодня убит злодей из 3782 серии, завтра
на его месте окажется злодей из 3783-й. Сгорел
монитор? Не запускается софт? Обратитесь к
специалистам или купите новый. Стерли
программу? Посмотрите в «корзине»;
позвоните на завод-изготовитель, сходите в
Интернет, в конце концов. Внутри - там пусть будет все, что угодно: да
не заболит у вас голова об этом. Снаружи -
лишь игра: «Покемон», «Лунная диадема».
Короче, дизайн. Японские аниматоры - доки по изготовлению
игрового процента, дизайна. Их упаковки
давно признаны и Европой, и США, то есть -
находятся на уровне «мировых стандартов».
Их мультипликационные упаковки почти
идеальны. Я не знаю, по какой причине, какому
врагу пришло в голову показывать детишкам
нашей страны именно этот сериал. Есть факт:
картинки на телеэкране. Есть они - упаковка, и есть они - содержание.
Посмотрим… Удивительный мир в
мультсериале «Покемон». Запаянная реторта,
в которой постоянно идут некие
однообразные процессы. Добро и зло борются
друг с другом. Злодеев треплют, унижают, а
потом… они возвращаются как ни в чем ни
бывало: ура? Казалось бы, парадокс, - на что
еще злодеи, как не на то, чтобы их убивать.
Отнюдь: злодеи на то, чтобы их не-убивать!
Вот - Команда «Р». Каковы они, эти злодеи? Они постоянно на что-либо злятся. Но
делают это так мило, не правда ли? Но они
глупые, любой мало-мальски соображающий
зритель, осознав их странные действия,
смекнет: глупо они делают… Но они своей
глупости не замечают, они вообще ничего не
замечают. Они любуются собой. А разве мультсериал о Команде «Р»? Как?! Он
именно - о Команде «Р»! Разве не она вносит
ту динамику в сюжет, без которой созерцание
мелькающих картинок было бы совсем уж
невозможным занятием. Именно действия
Команды «Р» проявляют особые чувства у Эша
и Ко, за что мы, собственно, Эша (со всеми его
покемонами) и любим. Они, в конце концов,
сильнее, выносливее: каждый раз они почти
гибнут, но - потом возвращаются опять. С «добрыми»
- все всегда понятно. Они, если и спорят, то
не убедительно, если обижаются друг на
друга, то вяло. Скучно смотреть. Нет, нужны
такие, на которых мы можем по-настоящему (т.
е. - по игре) обижаться, с которыми можно
спорить… Нужны те - кто враги. Но в красивом
игрушечном мире и враги должны быть
плюшевые и приятные. Поэтому образы врагов -
тоньше, изысканней.
Злые, но не страшные. Некие «они», побеждать
которых можно в шутку, играючи. Училка,
грозящая двойкой - Команда «Р»,
старшеклассник, трясущий из тебя мелочь на
переменах, - Команда «Р», мафиози в
правительстве - не думайте, детки, играйте…
Все это - Команды «Р». Приколы, так сказать.
Их можно бить, над ними можно смеяться - им
не больно. Они забавные и злые. И я вижу, на
какие проблемы не могут научиться смотреть
всерьез мои младшие соотечественники. «И вся покемонская конница, и вся
покемонская рать не может…» Во многих рецензиях, анализирующих
качества мультсериала, превозносятся его «воспитательные
свойства». Мальчики и девочки ловят
биоэлектронных существ специальными
ловушками (покеболами), в которых покемоны
после живут, выбираясь по велению хозяина (по
собственному желанию - почти никогда) и
совершая при этом некие чудеса воинской
доблести. Доблесть же обнаруживается
исключительно в том, чтобы побить покемона
другого хозяина… Чем весь этот кошмар
отличается по сути от гладиаторских боев
между рабами на удовольствие амбициозных
патрициев? Не очень также понятно, как можно
с моральной точки зрения охарактеризовать
эти бои (и куда смотрит их местный «Гринпис»?..
должно быть, туда же, куда и наш)… Ведь на
самом-то деле покемонов никто не дрессирует
и не воспитывает. Дают проявить свои (кстати,
врожденные) возможности - да; но -
воспитывают? Ни люди, ни их игрушки за 10-20-30
серий качественно не меняются. Вот какой-нибудь
Х-Игнасио - хоть ему кол на голове теши - как
был лакированным фанфароном, так им и
останется по самую 2781 серию. Ему можно.
Лучше годы его жизни - миновали. Да и
аудитория «хосериальной» патоки, как
правило, не та, которой необходимо «расти и
расти». Им 50 и выше. А вот у Эша - все,
извините, еще впереди. Ему 10 лет. Он не может
не воспитываться. Он формируется. А если нет,
что ж: стало быть, на экране - история почему-то
остановившегося в своем развитии,
тупеющего от серии к серии мальчика. Ибо в
таком возрасте отсутствие прогресса есть
регресс. И эту деградацию показывают его
сверстникам. Кроме того, Эш и Ко - прежде
всего пользователи. Они ничего не
придумывают, не выстраивают, не фантазируют
(ха, в таком-то возрасте!). Они лишь
пользуются покемонами, их возможностями, их
примитивными, но все-таки - чувствами:
рефлексами и комплексами. Они никогда не
интересуются: а почему этот покемон такой и
так поступает, а тот - сякой и сяк поступает. Вы никогда не обращали внимание на то, что
добрые герои «Покемона» друг с другом
фактически не общаются. Играют - да - в некую
дурно затянувшуюся игру, но не общаются.
Личные представления о мире как Эша, так и
Мисти, Брока, Гэри - загадка чуть ли не для
них самих. Об интеллекте всей этой компании
я вообще умолчу. Напомню только, что детская
сказка «Алиса в Стране чудес» была
написана для их сверстницы… От серии к серии, видите ли, идет долгий и
кропотливый процесс дрессировки покемона.
Но если их дрессируют, они же должны,
извините, дрессироваться! Обучаться новым «штучкам»,
находить новые решения новых проблем,
раскрывать себя все глубже и глубже… Не
видоизменяться, крутея, так сказать,
количественно (как гусеница становится
бабочкой), но - качественно. Не повышать
уровень, но расширять возможности. Иначе -
зачем их надо было делать живыми? Иначе - чем
они не процессоры, принтеры, мониторы,
прокладки, шампуни?.. И Эш, и Ко, и покемоны, и злодеи: от серии к
серии и те и другие - продолжают наступать
на все те же телеграбли. Вот: Эш заносчив,
над ним по-доброму смеются его друзья, после
он пытается при помощи некоего покемона
утвердить свою доминантность, но
оказывается, что зря он так. И друзья его
ценят, и покемоны его любят… В это время
Команда «Р» пытается украсть у них покемона
(как правило - Пикачу); и тогда уже «хорошим»
не до разборок, кто чисто круче. Они, позабыв
недавние амбиции, смело и весело дают «врагам»
надлежащий отпор. Команда «Р» опять
посрамлена, теплота отношений (ее символом
является лопочущий имя свое Пикачу)
восстановлена. Краткий, так сказать, сюжет примерно 90%
серий. Вывод: нам показывают стагнацию.
Время и пространство там остановились. Да, с
подобными показателями есть также и Страна
Где-то Там (с Питером Пэном), но в ее
существовании есть вполне декларируемый
смысл; смысл же и идея существования мира «Покемон»,
на мой взгляд, - пшик, яйцо выдуманное. В чем оригинальная польза именного этого
мультсериала? Любое массовое произведение
искусства обязано приносить социально
значимую пользу; в противном случае - это
произведение приносит вред. Да, конечно, с
определенной точки зрения, оно воспитывает
и формирует. То самое «игровое сознание». Но
боюсь, что придется говорить не о
воспитании, но о зомбировании. Потому что -
нет альтернативы. Потому что иных мультфильмов
- ничтожно мало. Ничтожно мало показывают… А заземляется он… хвостом! Кстати, кстати, как же Пикачу?! Разве он не
славный? Славный. Но одного Пикачу для
мультсериала мало: «должно быть что-то еще».
Или давайте все 20 минут будем наблюдать за
одиноко резвящейся на экране медовой
тушкой. Первые 5-10 минут умиления будут
поглощены последующими 10-15 минутами уныния.
Поскольку мультфильм не плакат, - там должны
быть сюжет, конфликт, динамическая
концепция… (Еще раз: спасибо Команде «Р»!). Вот создатели, скажем, «Телепузиков»
выкрутились из эдакого откровенного
дебилизма включением в антидинамическое
повествование документальных фрагментов «домашнего
видео». Все-таки каждый раз - нечто чуть
неожиданное. Так что «славность» Пикачу -
это, конечно, дело хорошее, но… почему тогда
просто не повесить на стену плакат и
наслаждаться его очаровательной статикой?! Видимо, плакат - это слишком просто. Не
поиграют. Не поймут. Не купят.
Воспитай меня!
26.12.2001
Роман Шебалин