Pocket Monsters

К вопросу о происхождении видов и направлениях киберэволюции

    В один прекрасный день индустрия развлечений явила миру новый продукт. Перевыполнившие планы по роботам-трансформерам (для мальчиков) и супер-куколкам (для девочек) японские передовики производства всерьез взялись за модернизацию мягкой игрушки.

    Согласно принятым сейчас стандартам, к новой игрушке прилагалась легенда ее возникновения на свет и полный набор игровых сценариев, детально разработанных в комиксах - журнальных, мультипликационных и компьютерных. Новые плюшевые зверьки были набиты не опилками, а современной электроникой. У них горели глазки, они распевали веселые японские песенки и могли даже связаться друг с другом по радио. Их уменьшенные копии заполнили мир в виде брелков, фигурных ластиков и киндер-сюрпризов.

    Как это нередко бывает, идея в который раз вышла за обозначенные создателями пределы. И зажила самостоятельной жизнью.

    Неожиданно оказалось, что покемоны - нынешний венец киберэволюции. Не больше и не меньше.

    В наши дни создание новых сказочных героев поставлено на поток, а подключенные к этому процессу высокие технологии делают игрушку все больше и больше похожей на живое существо, одновременно приспосабливая ее к жизни в человеческом обществе. Фактически люди производят селекцию не только реально существующих домашних животных, но и выдуманных ими самими «монстров».

    Еще никто не забыл историю с Тамагочи? Тогда модель поведения типичного домашнего зверька была алгоритмизирована и заключена в маленькой схемке. Схемка стала сердцем игрушки. Все так просто! Нажал кнопку - покормил своего зверька. Нажал другую - вывел погулять… Однако до имитирующих живые существа «в реальном времени» плюшевых кошечек и собачек с электронными сердцами дело так и не дошло. С некоторым промедлением (стоившим многим детишкам серьезных моральных травм) гении из мира электроники вспомнили о том, что игрушка и не должна так точно имитировать живое существо. Ибо всякое живое существо требует ухода, а дети не столь ответственны, чтобы осознавать это в полной мере.

    Итак, вместо того, чтобы слепо копировать природу, следовало создать алгоритм более приспособленного к человеку существа. Возникающего из небытия сообразно необходимости и наличию у хозяина времени на занятия с питомцем. А также поддающегося дрессировке и, желательно, полезного в хозяйстве. Разумеется, столь точно сформулировать требования к характеристикам идеального домашнего зверька смогли в первую очередь изнуренные вечной нехваткой свободного времени и приученные многовековыми традициями к обязательной функциональности любой вещи японцы. Эта культура не терпит безделушек. Даже знаменитые фигурки нэцкэ, какой бы мастер их ни вырезал, были и остаются для японцев банальными брелками. И после того, как в их культуру проник европейский костюм с карманами, большая часть ставших ненужными брелков осела по европейским музеям.

    Покемон, до поры до времени мирно спящий в покедексе, подобно Джину и Сивке-Бурке, пробуждается по зову хозяина. Его можно тренировать для показательных сражений с другими покемонами. Во славу хозяина, разумеется. Старая фантастическая история, в которой полностью роботизированные армии разных стран бьются друг с другом на специальных гладиаториях-ипподромах за призы и ставки, превратилась в сказку карманного формата.

    Однако не все так просто. Никто ведь не хочет попасть в зависимость от своего «идеального друга», верно? Поэтому покемоны способны и к самостоятельному развитию, в процессе которого выходят из-под контроля человека. Человек, разумеется, ищет нового покемона. Сей процесс, по идее, должен стимулировать его собственное развитие. А также символизировать идею неизбежного и естественного расставания с любимыми игрушками по мере взросления. В идее игрушки, взрослеющей и одновременно с хозяином начинающей самостоятельную жизнь, определенно есть что-то новое. И общий педагогический эффект скорее положителен. По крайней мере, киберэволюция пошла по правильному пути. А ведь это только начало…

    Конечно, покемоны - всего лишь очередная сказка индустрии развлечений. Но, как и всякая хорошая сказка, - «ложь, да в ней намек». Приспосабливаемые к нашим нуждам сказочные зверьки способны оказывать влияние и на нас, своих создателей. Остается надеяться, что никакой Команде «Р» не удастся поставить киберэволюцию на службу своей антиобщественной деятельности…

26.12.2001
Дмитрий Бибенин

Hosted by uCoz